Самосбывающееся (самоисполняющееся) пророчество
Бернар Вербер. Зеркало Кассандры
Предсказание того, что всем хочется. Чтобы обнадёжить.
Предсказание того, что никому не хочется. Чтобы попугать.
И предсказание того, что на самом деле будет. Чтобы всех рассмешить.
Стас Янковский
Самосбывающееся (самоисполняющееся) пророчество, Эффект Розенталя или Эффект Пигмалиона
Самоисполняющееся пророчество (англ. self-fulfilling prophecy) — это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным.
Хотя мотивы самоисбывающегося пророчества можно проследить ещё в мифах Древней Греции и Индии, сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном.
Статья Мертона под названием «Самореализующееся пророчество» («The Self-Fulfilling Prophecy») вышла в журнале «Antioch Review» ещё летом 1948 года. Однако, термин в его сегодняшнем прочтении стал известен благодаря работе 1968 года «Социальная теория и социальная структура», ставшей для Мертона классической. Вот определение самоисполняющегося пророчества, которое он приводит в своей книге:
Самосбывающееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность.
Иными словами: предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.
Идея самоисполняющегося пророчества была развита Мертоном из ставшей классической в социологии теоремы Томаса, которая гласит: «Если человек определяет ситуацию как реальную, она — реальна по своим последствиям».
Можно привести пример, иллюстрирующий теорему: в помещение вагона электропоезда заходят лица, которых пассажиры на основе внешних признаков и своих ожиданий воспринимают как контролёров. Если у пассажиров отсутствуют сомнения в реальности возникшей ситуации (розыгрыш; контролёры — мошенники), то её реальность проявляется в её последствиях — пассажиры предоставляют билеты для проверки или в случае их отсутствия ожидают определённого развития ситуации (санкции; возможность расплатиться).
Мертон использовал эту идею определения ситуации для особого случая — самоисполняющего пророчества, которое интересовало его именно с социологической стороны. Если в фольклоре в центре повествования находился некий герой, действия которого, к примеру, пагубно сказались на его судьбе и судьбе его близких, то Мертон сосредотачивал своё внимание уже на группах акторов и институтах и на последствиях, наступивших для них.
В упомянутой уже работе «Социальная теория и социальная структура» он рассматривает гипотетическую ситуацию на примере вымышленного банка некого Картрайта Миллингвилля (Cartwright Millingville). Первоначально финансовые дела обстоят у банка неплохо — у него есть определённый запас ликвидных активов, большая часть которых инвестирована в другие начинания. Однако, в один день (по какой причине неизвестно) в банк одновременно приходит большая группа вкладчиков. Вкладчики, видя, что их собралось немало, начинают беспокоиться.