Недооценка бездействия
Роб Тейлор
Дейл Карнеги
Джон Стейнбек. Зима тревоги нашей
Татьяна Устименко. Принц для Сумасшедшей принцессы
Недооценка бездействия — одна из систематические ошибки в мышлении, проявляющаяся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия, в сравнении с действием, с аналогичным результатом. Примером, такого феномена является антивакцинаторство, когда родители предпочитают риск получить осложнения от болезни, риску получить осложнения прививки. Хотя этот риск ниже, но вакцинация требует активного действия.
Согласно ряду исследований, люди достоверно чаще выбирают бездействие, которое причиняет вред, аналогичному действию, а также оценивают бездействия как менее аморальные, чем аналогичные действия. В исследовании проведенном в 1990-м году испытуемым предложили выбрать из двух вариантов: назначить лечение, которые ведет к летальному исходу в 15% случаях, либо не назначать ничего, что ведет к 20% летальных исходов. 13% людей, участвовавших в эксперименте выбрали бездействие поскольку, они не хотели быть ответственны за чью либо смерть. Однако, после того как провели повторный эксперимент, где вероятности поменяли местами, лишь 2 процента испытуемых выбрали лечение.
Другое исследование, в котором испытуемых спрашивали проводить вакцинацию детей или нет (при этом было указано, что вакцинация также ведет к летальному исходу некоторой части детей, как отказ от вакцинации), также показало что люди склонны отказываться от вакцинации, даже если это ведет к большему проценту смертельных исходов. Опрос о причинах такого выбора среди испытуемых показал что главную роль в недооценке бездействия играет то, как воспринимается ответственность. Ответственность за действие людьми воспринимается как бо́льшая.
В некотором смысле недооценку бездействия можно сравнить со страхом принятия ответственности, с перекладыванием ответственности на другого, на обстоятельства, судьбу и т. п. При бездействии человек не склонен отождествлять себя с причиной происшедшего, негативным или нежелательным результатом. Таким образом находится оправдание в иллюзорной непричастности, не возникают угрызения совести.