Фальсификация «не стоят и бумаги, на которой написаны»
Бисмарк
Цитата вызвала у меня определённые подозрения. Бисмарк в целом с уважением отзывался о России (например «Превентивная война против России — самоубийство
"Erwarten Sie nicht, einmal ausgenutzt Schwäche Russlands ist, werden Sie immer Dividenden erhalten. Russland immer wieder für ihr Geld. Und wenn sie kommen – nicht auf der Jesuit unterzeichneten Vereinbarung, die Sie verlassen, sind Sie sollen zu rechtfertigen. Sie sind nicht das Papier wert, es steht geschrieben. Deshalb, mit der Russischen Kosten oder Fairplay oder kein Spiel. « (Otto Eduard Leopold von
»Do not expect that once taken advantage of Russia's weakness, you will receive dividends forever. Russian always come for their money. And when they come – do not rely on the Jesuit agreement you signed, you are supposed to justify. They are not worth the paper it is written. Therefore, with the Russian cost or fair play or no play. «
«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут – не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть».
А теперь интересное. Сколько я ни старался, не смог найти первоисточник — как фразы из заголовка, так и «полной версии». К сожалению, я не смог найти собрание сочинений Бисмарка, что закрыло бы вопрос. Но и в поисковиках все вышеприведённые цитаты висят практически исключительно на русских ресурсах, либо в англоязычных форумах, но явно от соотечественников. Причём полная русская версия появилась в 2007 году в феврале, огрызок в заголовке — в августе 2008 на грузинском ресурсе apsny.ge (как цитата Черчилля — её я тоже не нашёл ни на русском, ни на английском, иначе как в кавказских источниках), а вот немецкой и английской версии нет до 2010 года.
Конечно есть вероятность, что
Любопытно, что цитата обсуждается и в ЖЖ Вассермана. А сама идиома «не стоят и бумаги, на которой написаны» конечно очень старая и в русском, и в английском.
В общем, цитируя, проверяйте информацию и источники. Полезно.
Фраза В. И. Ленина про цирк – фальсификация
Мюллер «17 мгновений весны»
В. И. Ленин
Сотрудники Российской национальной библиотеки, известный дизайнер Артемий Лебедев, собиратель «фактов» Варшавчик, Википедия (сообщала), «Коммерсантъ Власть», телеканал «Культура» и другие уважаемые товарищи считают, что фраза В. И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» на самом деле полностью якобы выглядит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»!
За источником далеко ходить не надо, его часто указывают. Владимир Ильич Ленин. Полное собрание сочинений. 5-е изд. — Т. 44. — С. 579: Беседа В. И. Ленина с А. В. Луначарским.
Ну что ж, открываем ПСС: «„Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино“ („Советское Кино“
Ни «безграмотности», ни «цирка». Но может, эти слова были в источнике, а составители ПСС вымарали часть фразы по приказу свыше?
Открываем случайно завалявшийся на антресолях журнал «Советское Кино»
Внизу страницы назван источник: «Печатается по подлиннику воспоминаний А. Луначарского, предоставленному Г. Болтянским. Впервые напечатано в его книге „Ленин и кино“. М., 1925 г., стр. 16—19».
Читаем Болтянского, стр. 19: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Откуда же эта фраза у Болтянского? Та же книга, стр. 16: «Вскоре… состоялась большая беседа Владимира Ильича о кино с А. В. Луначарским, еще более замечательная и важная. Вот что сообщил мне об этом по своим воспоминаниям, впервые публикуемым здесь, А. В. Луначарский1.
1 Запрошенный мною в связи с выпуском этой книжки по поводу обстановки беседы, в которой была сказана известная фраза Владимира Ильича о том, что кино — самое важное из искусств… А. В. Луначарский… прислал мне… чрезвычайно интересные и неопубликованные данные по этой беседе, которые я привожу здесь полностью, за исключением вводной части письма ко мне и заключения».
Таким образом, источник канонической фразы — письмо Луначарского к Болтянскому. Желающие могут поискать это самое письмо, моя же миссия на этом закончена. Письмо дважды было опубликовано (журнал «Советское кино», как помните, тоже располагал оригиналом), никаких «безграмотности» и «цирка» там не было.
Собственно, люди, хоть поверхностно знакомые с мнением Ленина о кино, понимают, что «безграмотности» и «цирка» и быть не могло. Будучи на Западе, Ленин получил представление о возможностях кино. Он настаивал на съемке производственных (съемка процессов организации труда), образовательных (как, например, документальные ленты о животных в их естественной среде обитания), научных лент. Кроме того, он предсказывал высокую доходность кино: предполагалось пускать в прокат «увеселительные» ленты, к которым предъявлялись разумные требования — «без похабщины и контр-революции». И пропаганда, да.
В комментариях Болтянского бросается в глаза, что фраза «кино — самое важное из искусств» уже была известна к этому моменту.
Действительно, Болтянский — далеко не первый, кому Луначарский пересказал содержание своей беседы с Лениным, хотя именно ему свезло заполучить канонический вариант. К моему счастью, ранние пересказы уже найдены: в Рунете обнаружилась одна (она же единственная) внятная статья на тему. Памятуя, что большинство не утруждает себя переходом по ссылкам, а также опасаясь тленности всего виртуального, приведу нужный фрагмент целиком.
Журнал «Киноведческие записки» № 70, 2005 г.
Об этом знаменитом «ленинском» изречении нужно написать особо. Существует ряд документально зафиксированных замечаний Ленина о кино. Происхождение же самого известного из них довольно туманно. Ленинского автографа с чеканным изречением «важнейшим из искусств для нас является кино» не существует. И слов этих из уст Ильича никто никогда не слышал, кроме наркома просвещения А. В. Луначарского (по его же собственному утверждению). Происходил разговор, по словам Анатолия Васильевича, «…приблизительно в середине февраля, а может быть, и к концу его… Еще два года назад Владимир Ильич призывал меня и говорил: «Из всего вашего искусства,
Впервые нарком публично вспомнил этот разговор 28 апреля 1923 года
Немного позже, в журнале «Пролеткино»
Затем, снова в «Известиях», 22 июля того же года (впервые воспользовавшись ленинским изречением для защиты от едких нападок Троцкого) Луначарский еще раз уточняет: «Владимир Ильич определенно заявил мне (что я сделал достоянием широчайшей гласности): „Из всех отраслей вашего художественного дела самая важная кинематография: ею нужно заниматься в первую очередь“».
И, наконец, еще через почти два года
Такова история рождения знаменитой фразы. По справедливости ее явно надо бы считать ленинско-луначарской или луначарско-ленинской.
Резюме
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
(В. И. Ленин).
Ни цирка, ни безграмотности населения нет. Зачем одна из крупнейших библиотек мира вводит людей в заблуждение – непонятно. Чтобы найти и переписать эти строчки, мне понадобилось не больше пяти минут.
Ленин произнес близкую по смыслу фразу в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, вряд ли именно в таком виде. Об этой фразе известно только со слов Луначарского, который несколько раз пересказывал содержание беседы. Канонический вид фраза приобрела в письме Луначарского к Болтянскому, а впервые в таком виде опубликована в книге Болтянского «Ленин и кино» (М., 1925 г., стр. 19).
На этом тема «кино и цирка» полностью раскрыта.
Охота на рябчиков. Некоторые заблуждения.
Николай Константинович Рерих
«Рябчик взлетает и садится с шумом»
Бывает, конечно, и шум, когда рябчик, не чувствуя опасности, взлетает с земли на манок, или если опасность возникла неожиданно, или птица взлетает в густых зарослях, или садится в заросли. Но если рябчику надо, он и взлетит, и сядет бесшумно.
«Полёт рябчика прямолинейный»
Удалившись от опасности по прямой, рябчик планирует, выбирая наиболее удобное для посадки место. В этот момент он часто делает поворот и садится в стороне от начального курса. Такой поворот, неизвестно в какую сторону, сильно расширяет зону поиска, усложняя высматривание рябчика при охоте с подхода.
«До взматерения молодые рябчики … имеют привычку стрекотать»
Я сам слышал, как стрекочут:
- Старка, предупреждая молодняк.
- Курочка, живущая в паре, предупреждая своего петушка.
- Петушок, живущий в паре, предупреждая свою курочку.
- Рябчики, живущие стайкой, подавая сигнал опасности.
- И, конечно, молодняк.
То есть все рябчики стрекочут, по крайней мере до зимы.
«Необходимо абсолютно точное подражание голосу птицы»
У петушков есть несколько разных песенок и ещё больше вариантов, так что, можно сказать, каждый петушок исполняет свою песенку. Среди этих исполнителей попадаются такие экземпляры, которые не могут издать больше двух нечленораздельных звуков, то есть свистят хуже любого охотника. Эти примитивные песенки принадлежат обычно молодым самцам и часто именно на такой простенький свист смелее прилетают петушки, стремящиеся защитить свой участок от чужака.
В сырую погоду у всех рябчиков голоса сильно меняются, больше встречается охрипших и осипших.
У курочек тоже способности разные.
«Рябчик – настоящий лесной отшельник»
Рябчик – птица чрезвычайно общительная, компанейская. На этом его свойстве и основана охота на манок. Поодиночке встречаются только самки, ито редко.
Про сезонную жизнь рябчиков можно узнать в календаре охотника.