Иллюзионизм

Иллюзионизм Иллюзионизм — это вид искусства, который характеризуется использованием ловкости рук, трюков или специальной аппаратуры для создания иллюзии нарушения привычных физических свойств хорошо известных предметов. Название происходит от французского слова «Illusionner» — «вводить в заблуждение».


Иллюзионист (фокусник, факир) — артист, демонстрирующий фокусы, основанные на тех или иных физических и психологических явлениях и подсознательных заблуждениях.


История


Искусство иллюзии восходит к древности, когда приёмы и техника манипуляции сознанием людей стали использоваться не только для управления ими (шаманы, жрецы и вожди), но и для развлечения (факиры).


В средние века на ярмарках появились профессиональные артисты — кукольники, фокусники, применяющие различные механизмы, карточные фокусники (шулеры).


Во второй половине XVIII века приобрёл широкую популярность «Турок» Вольфганга фон Кемпелена, основанный на «иллюзионе» — публике было неизвестно, что в этом шахматном автоматебыл спрятан сильный шахматист. В конце XIX века стал знаменитым Гарри Гудини, создавший идеи многих иллюзионных аппаратов.


В XX веке иллюзионисты работают в цирке, на эстраде, производится обучение искусству иллюзионизма. Артисты создают шоу, построенное на сложных физических эффектах, используют электромагниты, СВЧ-излучение и т. д.


Фокус или трюк иногда называют кунстштюком.


Классификация иллюзионных эффектов


Существует несколько классификаций внешних эффектов



Классификация >Свечникова В. С.


  • 1. «Созидание»
    • 1.1. Появление
    • 1.2. Исчезновение
    • 1.3. Перемещение (транспозиция)
    • 1.4. Изменение вида (трансформация)
    • 1.5. Восстановление
  • 2. «Управление»
    • 2.1. Оживление
    • 2.2. Левитация
    • 2.3. Липкость
  • 3. «Нарушение законов природы»
    • 3.1. Неуязвимость
    • 3.2. Проницаемость
    • 3.3. Совпадения
    • 3.4. Неудачи зрителя…
    • 3.5. Аномальные явления…
  • 4. «Ментализм»
    • 4.1. Мысленный контроль
    • 4.2. Розыск, идентификация
    • 4.3. Чтение мыслей
    • 4.4. Передача мыслей
    • 4.5. Предсказания
    • 4.6. Экстрасенсорика

Способы создания иллюзий


Иллюзионист обычно использует специальные технические приспособления — ящики с двойным дном, зеркала и др., а также технику манипуляции, то есть ловкости рук.


Иллюзионисты демонстрируют появление и исчезновение предметов, людей, превращения одних предметов в другие.


Широко используется психологическое манипулирование вниманием, его отвлечение с помощью ассистентов, повторяющихся отвлекающих движениях, а также явления, построенные на обмане зрения.


Широкое распространение получило создание иллюзий с помощью карт. Данный вид иллюзий называется «карточные фокусы».


RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии Оптические иллюзии (зрительные иллюзии) — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.


В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера.


Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии (напр.en:Akiyoshi Kitaoka).


Иллюзии зрительной системы


Иллюзии восприятия цвета


Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией.


Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Мачассуасетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.


Контрастные иллюзии


Искривляющие иллюзии


Контурные иллюзии


Иллюзии восприятия глубины


Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения.


Иллюзии восприятие размера


Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25% и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.


Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.


Перевёртыши


Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.


Стерео-иллюзии


Стереопары, наложенные на периодическую структуру (Бела Юллеш, Венгрия) позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение.


Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров.


Известны также под калькированным с английского названием «автостереограммы».


Комната Эймса


Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый.


За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается.


Движущиеся иллюзии


Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы


  • Неподвижное изображение кажется движущимся
  • При рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера.
  • Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения).

Видео: Иллюзия Гарднера


RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ

Манипуляция (фокусы)

Манипуляция фокусы Манипуляция (от фр. le main — рука; в цирке может применяться синоним престидижита́ция от фр. preste — быстрые и лат. digitus — палец) — разновидность иллюзионного жанра, которая противопоставляется иллюзии. Если в иллюзии эффект достигается за счёт специальной хитроумной аппаратуры, то в манипуляции – за счёт ловкости рук.


Описание


В отличие от иллюзии, при манипуляции фокус исполняется не за счёт технических устройств, а за счёт ловкости рук. Ловкость рук предполагает с одной стороны развитие пластичности рук, а с другой – овладение определёнными навыками работы с предметами. Некоторые манипуляционные трюки не требуют развития пластичности рук, а сводятся лишь к выработке навыков. Наиболее сложные виды манипуляции (например, сценическую манипуляцию с картами) без достижения определённого уровня пластичности рук выполнить невозможно. Чаще всего манипулятор работает с самыми обычными предметами, которые не содержат каких-либо секретов.


При манипуляции, впрочем, как и при исполнении любых других фокусов, большу́ю роль играют так называемые «отвлекающие моменты». Это способ отвлечь внимание зрителя от какого-либо действия фокусника, которое должно остаться незамеченным, иначе секрет фокуса окажется раскрытым. Среди основных отвлекающих моментов можно назвать: взмах руки, поворот корпуса, указание на какой-либо предмет, поворот головы, пристальный взгляд, «игра глаз», ложные движения «волшебной палочкой» и др. Все отвлекающие моменты перечислить невозможно, каждый фокусник придумывает свои приемы отвлечения зрителя.


При манипуляции часто используют несложные приспособления типа потайных карманов или креплений для небольших предметов, спрятанных в костюме фокусника.


Манипуляция требует от артиста постоянной работы по поддержанию пластичности рук в должном состоянии. Ежедневно для поддержания требуемой формы рук манипулятор должен тратить не менее 1 часа. Наиболее известный советский манипулятор Арутюн Акопян неоднократно заявлял, что ежедневно тратит несколько часов на поддержание формы рук.


Помимо манипуляции как разновидности фокусов существует ещё и декоративное манипулирование (флориши). Самыми распространёнными являются кручение монетки по фалангам пальцев и кручение шарика вокруг пальцев.


Виды манипуляций


Все виды манипуляции производятся с мелкими предметами, ибо ловкость рук с крупными предметами невозможна. Наиболее распространённые виды манипуляции:


  • Манипуляции с монетами
  • Манипуляции с шариками
  • Манипуляции с игральными картами
  • Манипуляции с письменными принадлежностями

Термины манипуляции

  • Палмирование — умение скрыто держать в руке какой-либо предмет (монету, шарик, карту).
  • Пассировка (от фр. passage — переход, переправа) — создание у зрителя впечатление перехода предмета из одной руки в другую, хотя на самом деле он остается по-прежнему в той же руке.
  • Шанжировка (от фр. change — менять, подменять) или Сменка — подмена предмета в руках иллюзиониста при помощи пассировок.
  • Вольт (или транспозиция, или пасс, или шифт) — при манипуляции с игральными картами — незаметное для зрителя изменение взаимного положения верхней и нижней частей карточной колоды. Существуют вольты для одной или для двух рук.
  • Престидижита́тор (фр. prestidigitateur, от фр. preste — быстрый и лат. digitus — палец) — в цирке, на эстраде, фокусник, использующий силу, ловкость, гибкость пальцев и особенно запястий рук. Оперирует мелкими вещами (картами, шариками, монетами, платками, лентами и др.), появляющимися и исчезающими у него в руках. Название «престидижитатор» употреблялось главным образом в старом цирке, ныне престидижитаторов называют манипуляторами.

Некоторые артисты манипулируют картами-гигантами (игральными картами большого размера)


RSS лента ВСЕГО блога БЕЗ комментариев RSS лента этой КАТЕГОРИИ





Заблуждения, обман, ошибки, мифы и иллюзии

Иллюзионизм Оптические иллюзии Манипуляция (фокусы)