Иллюзия контроля
Сергей Лукьяненко. Звёзды – холодные игрушки
Дин Кунц. До рая подать рукой
Брайан Трейси
Иллюзия контроля — одно из шаблонных отклонений в суждениях, выражающееся в тенденции людей верить в то, что они каким либо образом могут влиять на события, которые на самом деле от них не зависят или зависят в намного меньше, чем им кажется. Эффект проявляется, когда человек заинтересован в положительном исходе события
Данная иллюзия удачно вызывается и отлично стимулируется профессиональными мошенниками.
Термин был введён в 1975 году американским психологом Эллен Лангер (англ.) русск., которая изучала насколько люди уверены в результате исхода событий в зависимости от собственных действий. В одном из таких экспериментов продавались лотерейные билеты. Одним испытуемым было предложено выбрать лотерейный билет самостоятельно, другим выдавали лотерейные билеты без возможности выбора. За 2 дня до розыгрыша экспериментаторы предлагали обменять испытуемым свой билет на другой билет в другой лотерее с бо́льшими шансами на выигрыш. Хотя шансы на выигрыш были выше при обмене, испытуемые из группы, где была возможность выбора билета, достоверно чаще отказывались от обмена, как если бы их выбор билета влиял на вероятность выигрыша.
Этот эффект был впоследствии воспроизведён в ряде других экспериментов, например, в исследовании 1989-го года было показано, что люди предпочитают сами бросать кости в казино, поскольку им кажется, что так они больше влияют на результат.
Факторы, влияющие на иллюзию контроля
В ходе исследований был выявлен ряд факторов, которые влияют на проявление иллюзии контроля:
- Личная вовлеченность — когда человек вовлечён в событие, вероятность проявления иллюзии контроля выше
- Привычность — в новых ситуациях вероятность проявления иллюзии контроля ниже
- Благоприятный исход — вероятность проявления иллюзии контроля выше в тех случаях, когда благоприятный исход известен заранее; если же не известно, какой исход будет благоприятным, то вероятность проявления иллюзии контроля ниже
- Направленность на успех — если исход ситуации может быть позитивным (например выигрыш денег), то вероятность проявления иллюзии контроля выше
- Настроение индивида — в подавленном состоянии человек менее подвержен иллюзии контроля
Иллюзия в Одессе: Плоский дом (Ведьмин Дом)
Объявление на ж/д вокзале в Одессе
Столица юмора – вот еще одно название Одессы, оправданное с самых разных точек зрения. Многие наслышаны или же сталкивались с жизнерадостными, любящими пошутить одесситами, другие знают о таких юмористических достопримечательностях города как, например, Сад Скульптур во дворике Литературного музея. Но этим юмор в Одессе не ограничивается – здесь он запечатлен даже в архитектуре.
«Карточный дом», «Плоский дом», «Ведьмин дом», «Дом теней» – все это прозвища еще одной оригинальной достопримечательности Одессы, дома, расположенного по адресу Воронцовский переулок, 4.
Самый обычный с первого взгляда дом предстает перед глазами в совсем ином обличии, если взглянуть на него под определенным углом. Именно поэтому он и получил столько странных прозвищ – ведь он кажется совсем плоским.
Для одесситов и тех, кто знает тайну этого дома удивленные глаза видящих его в первый раз – веселое развлечение и они по доброму забавляются искреннему недоумению туристов. Пытаясь понять, в чем загадка этого странного здания, по праву входящего в список самых удивительных архитектурных сооружений в мире, люди ходят из стороны в сторону, удивляются и издают восторженные возгласы. И разгадка тайны этого хитрого дома еще раз убеждает всех в том, что Одесса – действительно город веселый.
Разгадку оригинальности плоского дома можно увидеть, если отойти подальше. Здесь не живут плоские люди, все свое время проводящие стоя. Дело в том, что боковые стены дома построены под острым углом, благодаря чему и создается оптическая иллюзия. Внутри же плоский дом представляет собой настоящее сокровище – здесь усилиями жильцов были сохранены старинные интерьеры: мраморные лестницы, изящная лепнина на потолках, кованые перила.
Ведьмин дом в Одессе стал очень популярной достопримечательностью случайно – на деле при его строительстве никто и не планировал создавать архитектурный шедевр
Версий причин, по которым дом получился таким, какой он есть, существует несколько. Согласно одной из них, при строительстве оказалось, что средств не достаточно, и архитекторы просто нашли выход из сложной ситуации: свели две боковых стены вместе так, что по форме сверху дом стал напоминать треугольник, а под определенным углом – казаться совершенно плоским. По другой версии, руководитель строительства был пьян, когда подписывал документы, и его просто обманул подрядчик, поэтому не хватило средств, и было найдено такое оригинальное решение. Еще одна версия, которую многие считают наиболее вероятной, заключается в том, что было просто недостаточно земли, а отступать от исторической застройки улицы было нельзя, поэтому было построено столь удивительное с одной и столь традиционное с другой стороны здание.
Какими бы ни были причины, благодаря которым появилась еще одна интереснейшая достопримечательность Одессы – плоский дом – это оригинальное зрелище стоит увидеть своими глазами. Все, кто приезжают на отдых в Одессе, стремятся посмотреть на этот мистический дом, сфотографировать его, чтобы потом подшутить над своими друзьями, показав им фотографии, привезти из поездки в Южную Пальмиру частичку веселого одесского настроения.
Глаза видят мир вверх ногами
Все что мы видим, преломляется системой линз глаза – роговицей, хрусталиком и стеклянным телом – и на сетчатке образуется перевёрнутое изображение. Затем изображение существенно обрабатывается мозгом: сначала раздельно для каждого глаза, а потом синтезируется в одно объемное изображение, с цветовой коррекцией и выделением отдельных объектов. Во время этой обработки изображение переворачивается обратно, чтобы верх снова стал верхом, а низ – низом.
Считается, что новорожденные примерно к 3-й недели начинают в фокусе видеть предметы и тогда же мозг привыкает переворачивать изображение с сетчатки.
В 1897 году Джордж Стрэттон из Калифорнийского университета впервые провел эксперимент длительного ношения очков, перевертывающих зрительный мир. Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к концу восьмого дня эксперимента образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени испытуемый все меньше осознавал, что зрительный мир перевернут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова
Позже ученые Снайдер и Пронка повторили этот эксперимент: их испытуемый носил переворачивающие очки в течение тридцати дней. В конце эксперимента испытуемого спросили, видит ли он перевернутой картину, наблюдаемую из окна высокого здания. Он ответил: «Лучше бы вы не задавали мне этот вопрос. Вещи казались мне правильными, пока вы не спросили о них. Теперь, когда я вспоминаю, как они действительно выглядели раньше, без очков, я должен ответить, что они действительно кажутся теперь перевернутыми вверх ногами. Однако до вашего вопроса я совершенно не отдавал себе отчета, стоит мир прямо или вверх ногами».